( Тезисы для семинара) Возможности преподавания биологии с использованием
    современных информационных технологий.


    Э.А. Евсеева - учитель биологии
    МОУ "Лицей № 48, г. Калуга"


   Наша жизнь неразрывно связана с техническим прогрессом, который практически повсеместно захватил все структуры. Школа также не является исключением. Я работаю в школе уже 23 год. За это время многие стали понимать, что информатизация школы - это не только установка компьютеров или подключение их к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.
   Последние 10 лет возникла необходимость в применении чего-то нового, интересного, что позволило бы больше заинтересовать современного школьника, самой не уступить в знании компьютера, добиваться применения различного готового информационного материала, а также и самой начать изобретать что-то новое. Выходом для заполнения данного вакуума оказался ИИСС (информационный источник сложной структуры).
   Под информационным источником сложной структуры понимается цифровой образовательный ресурс. Он основан на структурированных материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области. ИИСС может также поддерживать дидактические единицы в дополнительном образовании и межпредметных областях. Использование ИИСС должно повысит мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом, способствовать повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как:
  • Способность учиться;
  • Коммуникабельность, умение работать в коллективе;
  • Способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • Способность самостоятельно мыслить и действовать;
  • Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные умения и навыки.

  •    В моей практике приходится работать с разными учениками, классами (одни все схватывают налету, другим приходится долго объяснять, возвращаться к вышесказанному, тем временем, первые уже сидят без дела). Поэтому, в такой проблеме, очень большую помощь оказывают собственные интерактивные уроки. Они построены на блочной системе, позволяют применять блоки с углубленной информацией для продвинутых учащихся, которые работают быстрее остальных, а более медлительным и слабым учащимся задерживаться на непонятном материале. Интерактивный урок представляет собой заранее скомпонованный набор необходимых информационных инструментов (таблиц, иллюстраций, видео и анимационных роликов, виртуальных лабораторных работ, проверочных тестов и так далее). Здесь мы видим интегральную технологию обучения с применением информационных технологий.
       Следующим информационным инструментом являются видео- и анимационные фильмы, которые я готовлю самостоятельно или использую готовые. Некоторые темы при изучении анатомии и физиологии организма человека очень трудны для осмысливания. Кроме того, изучение некоторых разделов не могут быть подкреплены реально выполненной лабораторной работой из соображения безопасности учащихся. Например, тема "Определение групп крови человека" не может быть подкреплена реальной лабораторной работой, так как контакт учащихся с человеческой кровью чреват опасностью заражения инфекциями, передающимися через кровь. Поэтому для данного урока мною был снят видеоролик в медицинской лаборатории, где рассказывается о методике выполнения данного анализа. Показана агглютинация (как она должна выглядеть на самом деле), после просмотра такого рода фильма ребята выполняют созданную мною и моим соавтором виртуальную лабораторную работу. Она завершается выполнением интерактивных тестов, при помощи которых возможно сразу проверить результат проведенного задания. Тесты являются текущими контрольными для закрепления знаний и умений, а также, если возникает проблема в правильности результата, предлагается вернуться к данной работе снова, либо найти комплекты иллюстраций и таблиц, объясняющих физиологию данного процесса, необходимость знания правильного переливания крови.

        Сравнительные характеристики векторной и растровой графики.

    Изображение в компьютере может формироваться двумя основными способами: при помощи векторной и растровой графики.
       Растровое изображение строится из прямоугольных фрагментов (пикселей) различной яркости и цвета. Растровая графика подходит для создания иллюстраций, содержащих большое количество деталей, например, фотоснимки, видеофильмы. Необходимо помнить, что растровые изображения высокого разрешения и качества увеличивают объём файла, что негативно влияет на скорость и стоимость загрузки из Интернета. Другим недостатком растрового изображения является порча изображения при его увеличении в окне браузера (распадается на пиксели, края фигуры расплываются, появляется "лесенка").
       Векторная графика основана на описании криволинейных фигур, из которых состоит изображение. Преимуществом этого вида графики является малый размер файла, отсутствие порчи изображения даже при очень большом увеличении. Однако, эти преимущества работают только в графике с небольшим количеством деталей, таких как таблицы, рисунки, анимационные ролики. Наиболее часто используются следующие форматы графических файлов: gif, jpg, png — растровые, swf — векторный. Эти форматы файлов могут отображаться во всех распространённых браузерах.
       Для создания собственных информационных инструментов мной используются следующие программы:

    Программы для создания собственных информационных инструментов
    Информационные инструменты Программы для создания
    Статическая графика Фотошоп, Корел Драв, Макромедиа флэш МХ профессионал
    Анимация Макромедиа флэш МХ профессионал
    Видеофильмы Пиннакле студио 9
    Таблицы, графики, диаграммы ms word, ms excel, Макромедиа флэш МХ профессионал
    Создание html-страниц, презентаций Блокнот, Макромедиа флэш МХ профессионал, патриот
    Тесты Макромедиа флэш МХ профессионал, блокнот
    Лабораторные работы Макромедиа флэш МХ профессионал, блокнот

    Технические средства
    Средства Назначение
    Персональный компьютер Создание, хранение и вывод информации
    Проектор Демонстрация материала
    Цифровая фотокамера Создание иллюстраций, видеороликов
    Сканер Копирование графических и текстовых объектов
    Принтер Тиражирование графических и текстовых материалов на бумажном носителе
    Микрофон Запись звукового сопровождения визуальных материалов
    adsl-модем Высокоскоростное подключение к Интернету
    Микроскоп Приготовление объектов исследования и их фотографирование цифровой фотокамерой

       Из всего курса биологии самым сложным для изучения является "Биология. Анатомия. Физиология человека". Трудность заключается в том, что учебник наводнен различной медицинской терминологией, что не всегда понимают учащиеся и есть медицинские ошибки. Поэтому у меня возникла необходимость создания интерактивного материала - "Модульный курс: Анатомия. Физиология человека". Со мной в соавторстве работает группа врачей, которые консультируют правильность формулировки всей информации, которую я хочу донести до учащихся. Наша творческая группа участвует в проекте НФПК по созданию ИИСС по данной тематике совместно с фирмой ДОС, генеральным директором которой является Булычев С.А.
       Я планирую создание собственного сайта, где будут размещены мои наработки. Надеюсь, что найдутся желающие опубликовать на созданном сайте свой материал (по любым предметам), авторство которого, безусловно, будет явно указано. На данный момент со мной можно связаться mailto:
    evseeva_eleonor@mail.ru