Вернуться на предыдущую страницу

Как провести успешный открытый урок?

Ученики на уроке анатомии с применением информационных технологий. Как я уже отмечала во вступлении к своему портфолио, уроки, на которые приходят проверяющие, репетируются с детьми иногда по полгода. Конечно, рассуждают учителя, пусть лучше придут и посмотрят на заранее отрепетированный урок, чем унижать свое самолюбие какими-то экзаменами, защитами своей педагогической деятельности. После таких уроков дети много обсуждают учителей: «Видали, какая она была сегодня, как будто подменили…».

Становится понятно, что предыдущий опыт проведения открытых уроков и профессиональных семинаров себя исчерпал. Поэтому, мы довольно часто видим выступление сатириков, где высмеивается школа и учителя, что приводит к еще большему снижению авторитета социального института общеобразовательной школы. Не секрет, что наши ученики, во многом опережают учителей. Да, конечно, не всех и не во всем, но многих педагогов в том, что они лучше разбираются в компьютерах, пусть даже на уровне игр. Кроме того, они прекрасно ориентируются в устройстве новой техники. Поэтому, наши дети и общество должны видеть в современном учителе педагога эрудированного, большого интеллектуала, немаловажно — человека с чувством юмора, находчивого, гордого, способного найти быстрое решение, готового к серьезному научному анализу собственных разработок.

В данной статье, хочу поделиться с коллегами опытом проведения открытых уроков в рамках профессионального семинара отдельного педагога.

Я в 2009 году стала Победителем приоритетного национального проекта «Образование», и получилось так, что в 2009-2010 учебном году в плане управления образования был поставлен мой семинар для учителей города. Мыслей было много, но посоветоваться практически не с кем. Много читала разной литературы, знакомилась с опытом педагогов методистов, вспоминала свои открытые уроки, но оставалось ощущение чего-то незаконченного. Причем, после каждого урока, коллегами задаётся большое количество вопросов: «Почему именно в такой форме?», «Почему применялись те или другие технологии?» и так далее. В 2009 году в сентябре месяце, к своему счастью, я попала на ряд лекций действительного члена (академика) Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника. И только здесь я почувствовала, что вот оно то, что мне не хватало — методики подготовки семинаров. Много я взяла с данного курса, и, в конце концов, применила все то, что услышала.

Конечно, работа по подготовке огромная. По новым технологиям готовится проект урока. Это своеобразная исследовательская работа учителя: Хочу пояснить. Диагностика класса — это тестирование учеников на принадлежность их к определенному темпераменту. Определение аудиалов, визуалов, кинестетиков, правополушарных, левополушарных. На все эти ключевые моменты есть тесты, они легко обрабатываются. Достаточно провести тестирование в начале обучения детей, и потом только корректировать данные.

Когда я стала применять на своих уроках информационные технологии (с 2005 г.), меня довольно часто критиковала администрация: «Все, что вы выводите при помощи проектора на экран — это только картинки, которых в достаточном количестве в учебниках». Никто не хотел видеть анимационных роликов, демонстрирующих физиологические процессы, не принимались интерактивные лабораторные работы, с которыми отрабатывали материал ученики. Короче говоря, все новшества принимались в штыки. Но когда я провела диагностику классов, где я внедряла данные методики, то, о чудо, оказалось, что дети практически успевающие у меня на «четыре» и «пять» — кинестетики и визуалы, и в основном холерики (сильный тип ВНД). Это означает, что они должны дополнительно видеть картинки, анимацию, видеоролики, и отрабатывать пройденный материал на интерактивных лабораторных работах. Сомнений не было, надо было проводить семинар именно с информационными технологиями.

Напомню, что открытые уроки даются для учителей, которые приходят на них с целью повышения квалификации, и они должны понимать обоснованность того, что демонстрируется. Поэтому, учитель, дающий открытое мероприятие, готовит информационный рекламный проспект предстоящего урока. В проспекте, полезно назвать цель методического занятия, тему и обязательно «имя» урока, но главное — сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены в основу открытого урока. Для повышения эффективности обучения учитель может представить здесь и какие-то методические материалы: Это конечно очень большая работа и выполняется она не специально для проведения современного открытого урока, а прежде всего для подготовки качественных уроков в течение всего года.

Пример проекта открытого урока «Биосинтез белка»

Вернуться на предыдущую страницу


Счетчик